На субботней встрече ялтинцев с главой горадминистрации Ялты Алексеем Челпановым журналист Сергей Сардыко задал ему вопросы по законности вырубки 14 сосен на Приморском пляже и постройки на их месте капитальных строений, загораживающих море. Челпанов ничего не ответил. Журналист написал обращение к Генпрокурору России Чайке с просьбой проверить признаки преступления по ч.1 ст. 293 УК РФ «Халатность» и ч.2 ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Текст обращения мы публикуем в полном объёме.
Уважаемый Юрий Яковлевич!
Обращаю внимание на недостаточный контроль прокуратур Республики Крым и города Ялты за соблюдением администрацией города Ялты законодательства и по моим неоднократным обращениям о незаконной коммерческой застройке Приморского пляжа Ялты.
Главой администрации города Ялты Челпановым А.В. принято незаконное, несоответствующее Градостроительному кодексу РФ постановление администрации муниципального образования городского округа Ялта от 10.12.2018 года № 2436-п «Об утверждении проекта планировки центральной части города Ялты и проекта межевания территории в районе ул. Ленина и пляжа «Приморский» города Ялты муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее — Постановление №2346-п).
Основываясь на данном незаконном постановлении №2346-п, Челпанов А.В. 26.02.2019г. издал постановления №348-П о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами №№90:25:010123:932 и 90:25:010123:921 и противоправно установил виды разрешённого использования данных участков, не соответствующие утверждённому 03.12.2018 г. Генеральному плану Ялты. Кроме того, застройка пляжной зоны определяется нормативом «Гигиенические требования к местам организованного массового отдыха населения у водных объектов» (СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест» и ГОСТ 17.1.5.02-80 «Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов»).
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует, в том числе, правоотношения по планировке территории (часть 1 статьи 4, глава 5 Градостроительного кодекса РФ).
Проекты межевания территории в соответствии с ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ относятся к документации по планировке территории.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным территориям с целью определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Положение о территориальном планировании, карта планируемого размещения объектов местного значения, карта границ населённых пунктов, карта функциональных зон содержится в Генеральном плане муниципального образования.
В соответствии со статьёй 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план, в том числе внесение изменений в него, утверждаются представительным органом местного самоуправления. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации.
Границы территориальных зон и градостроительные регламенты, виды разрешённого использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, предельные размеры разрешённого строительства, ограничения использования участков и объектов капитального строительства устанавливаются и утверждаются в силу статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правилами землепользования и застройки, которые включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Также, частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешённого использования земельных участков, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются в соответствии с градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1, пункт 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капительного строительства на другой вид такого использования осуществляется при условии соблюдения требований технических регламентов.
Утверждённым 10.12.2018 г постановлением № 2346-п проектом планировки территории предусматривается изменение территориального зонирования центральной части города Ялта.
Данный проект являлся предметом общественного обсуждения (протокол от 02.11.2018). Вместе с тем, соответствующие изменения территориального зонирования действующий Генеральный план города Ялта не содержит.
Детальное регулирование градостроительного зонирования, в том числе внесение изменений в правила землепользования и застройки в части предельных размеров земельных участков, предельных размеров разрешённого использования осуществляется органами местного самоуправления в рамках их полномочий и пределов, предоставленных федеральным законодателем.
В соответствии со статьями 24, 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования, внесение в них изменений относятся к документам градостроительного зонирования, которые принимаются и утверждаются представительным органом местного самоуправления (статья 32, 33 Градостроительного кодекса РФ).
При изложенных выше обстоятельствах можно прийти к выводу, что администрация, издав постановление №2346-п, утвердив проект планировки территории, состав и содержание которого предусматривает изменение территориального зонирования, вышла за пределы своей компетенции в соответствии с принципом разделения властей, и подменила собой предусмотренную законодательством процедуру изменения границ территориальных зон, что является недопустимым, поскольку внесение изменений в Правила землепользования и застройки, Генеральные планы относится к полномочиям представительного органа власти.
С учётом вышеперечисленных норм законодательства, проект планировки территории, проект межевания территории не должны противоречить документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, генеральному плану.
Генеральный план города Ялта был утверждён решением представительного органа муниципального образования города Ялта 03.12.2018 г. Таким образом, постановления о разработке проектов планировки территории и проектов межевания должны были издаваться главой администрации после разработки и утверждения правил землепользования и застройки города Ялты.
Глава администрации при издании постановления №2346-п вышел за пределы полномочий.
Принятие главой администрации города Ялты Челпановым А.В. распорядительных документов в нарушение установленного порядка, в результате исполнения которых уничтожены земельные участки с утверждёнными Генпланом видами разрешённого использования и стоимостью более 7,5 миллионов рублей, содержит признаки преступления по ч.1ст. 293 УК РФ «Халатность», ч.2 ст 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».
Прошу содействия в проведении проверки и принятии мер прокурорского реагирования, в том числе о проведении следственных действий в отношении виновных лиц и защите в суде интересов муниципального образования города Ялты.