В Крыму случились акты вандализма. Серьёзно пострадали три храма, памятники культуры федерального и местного значения. Речь идёт о трёх известнейших храмах УПЦ МП в Крыму:
1. Крестовоздвиженская церковь в Ливадии. Памятник федерального значения.
2. Собор Св. Александра Невского в Ялте. Памятник местного значения.
3. Храм Всех Святых в г. Севастополе, старейший храм Севастополя.
Крестовоздвиженский храм — это домовая церковь императорской семьи Романовых. По состоянию на апрель 2014 г., её интерьеры украшали авторские художественные росписи, выполненные в 1911 г. У меня есть фотография 2014 г., подтверждающая мои слова о наличие авторских росписей. На сегодняшний день эти росписи УНИЧТОЖЕНЫ! За период 2014–2016 гг. авторские росписи были сбиты и стены храма-памятника вновь расписаны. То есть нам сейчас предлагают подделку. На каком основании и по какому праву было сделано это варварское деяние — ещё предстоит ответить ответственным за это лицам. Основная вина лежит на настоятеле храма о. Димитрие. Понятно, что на это действие было дано им благословение, иначе и быть не может. Естественно, виновны и сами исполнители этого деяния — самозванцы-реставраторы, художники. Для меня лично, совершенно очевидно, что сбивались росписи без всяких разрешающих документов.
Но есть ещё одна сторона, на ком лежит равная доля вины за этот преступный акт. Ею являются сотрудники Ливадийского музея и сотрудники Минкульта Крыма, управления культуры Ялты, которые должны вести мониторинг памятников культуры, где ведутся реставрационные или ремонтные работы. На фотографии достаточно хорошо видно, что авторские росписи находились в хорошем состоянии. И, если даже они требовали реставрации, то надо было их реставрировать, а не сбивать. Я не говорю об уровне профессионализма художников, которые сделали новодел, он вполне на уровне, но это не реставрация, это преступление! Насколько нужно быть недалёким человеком, чтобы не понимать важности для истории и нашей культуры того, что дошло до нас со времён дореволюционной России!
Второй памятник — Собор Св. Александра Невского в Ялте так же неразрывно связан с судьбой трёх российских императоров: Александра II, Александра III и Николая II. Построен собор был в память о гибели Александра II в честь его небесного покровителя Св. Александра Невского. Следующий российский император Александр III лично утвердил проект этого собора. Первый камень в постройку этого собора заложила императрица Мария Фёдоровна, а последний император Николай II присутствовал на церемонии освящения храма. Этот собор может постичь та же участь, что и Крестовоздвиженский храм в Ливадии. Точно такие же методы «реставрации» проповедует и настоятель этого храма о. Адам. Уже счищена четвертая часть авторских росписей 1902 года и стены заново расписывает какой-то «умелец» (по состоянию на октябрь 2016 г.). И это при том, что я лично предлагал свою профессиональную помощь в реставрации храма, трижды оставлял ему свои визитные карточки с телефоном и предупреждал его о недопустимости сбивания со стен авторских росписей, объясняя, что уже давно существуют в реставрации методики укрепления аварийных росписей и их сохранения. Спасти основную часть росписей ещё можно, если принять срочные меры и остановить этот реставрационный беспредел.
Третий храм, в котором УНИЧТОЖЕНЫ росписи, это храм Всех Святых в Севастополе. Стены этого старейшего храма в городе-герое украшали старинные росписи приличного уровня, выполненные в академическом стиле (конец XIX в.). Но нашёлся деятель, любитель-иконописец Андрей Гарнец, который возомнил себя «Микеланджело» и крутым специалистом в реставрации, сбил авторские росписи и заново расписал храм своими «шедеврами».
Просто дух захватывает от диких методов реставрации в Крыму! Просто-таки сложился СТИЛЬ работы. За последние 2 года пострадали три храма, а двум из них нанесён непоправимый урон! Причём каких храмов! Не каких-то заштатных в далёкой глубинке, а лучших памятников России, её гордости! И вот у меня возникает вопрос: а кто-нибудь должен за это отвечать? Где надзорные органы, которые должны следить за этим? Я написал письмо на имя протоиерея о. Леонида Калинина, который является председателем Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации при Московской Патриархии. Мне пообещали, что по своей линии они примут меры. Хочется верить, что так оно и будет. Хотя, полной уверенности у меня в этом нет. Но необходимы действия и со стороны Министерства культуры РФ. Нанесён урон российской культуре и искусству. Отчего такие прецеденты стали возможны? По причине некомпетентности, равнодушия? Или того и другого вместе взятых?
Не хочется думать, что это факт сознательного вредительства, но факты нанесения непоправимого вреда — налицо. Удивляет низкий культурный уровень настоятелей храмов крымских святынь. Их святой обязанностью является сохранение культурного наследия, которое дошло до нас от наших предков, это же прямая связь времён, мы должны дорожить этим!
Удивительно следующее: эти памятники церковной культуры пощадили годы большевистского лихолетья, годы Великой Отечественной Войны, но не пощадили современные настоятели храмов, которым в обязанность вменяется их сохранение. Если мы будем равнодушно взирать на действия распоясавшихся любителей-реставраторов, то вскоре у нас не останется памятников культуры.
Государственные структуры инерционны, и я опасаюсь, что никаких решений за эти преступные деяния, повлёкшие безвозвратную потерю живописи в Памятниках культуры не последует. И тогда, подобные методы «реставрации» могут получить всеобщее распространение не только в Крыму, но и по всей России! Молчать нельзя! И я надеюсь, что власти Крыма и Севастополя остановят эту «реставрационную вакханалию» творимую настоятелями храмов вместе с любителями-реставраторами, не имеющих никакого представления о грамотном ведении реставрационного процесса. Если ЭТО будет остановлено, то тогда ещё есть шанс, что остатки росписей собора Александра Невского в Ялте будут спасены.
Я считаю необходимым привлечь общественность к самому широкому обсуждению этого чрезвычайного происшествия. И — чтобы затем ответственными структурами были приняты необходимые меры и законные акты для предотвращения в будущем подобных фактов.
Сергей Петрович Лосев,
Художник-реставратор 1 категории
Сегодняшний комментарий автора статьи
Эта статья в газете «Завтра» была напечатана 2 года назад. Главной задачей её было —предотвратить возможный акт вандализма в ялтинском храме Св. Александра Невского. Я не зря тогда привёл в качестве примера случаи в двух крымских храмах, где самым безответственным образом были сбиты авторские росписи и сделаны новоделы. Я указал на особенный, сложившийся варварский стиль действий настоятелей храмов Симферопольской и Крымской епархии УПЦ МП. Я предчувствовал беду. Ведь безнаказанность в совершении уголовного деяния (ст. 243 УК РФ) влечёт за собой ещё большую безответственность. Тогда жди новой беды! И она случилась! Я не смог остановить преступный замысел о. Адама, настоятеля ялтинского храма Св. Александра Невского. На все мои увещания и предостережения о недопустимости уничтожения авторских росписей в храме он выбрал манеру, описанную ещё известным русским баснописцем И. А. Крыловым — «А Васька слушает, да ест!»
Когда я общался с о. Адамом в конце сентября 2016 г., то в храме с его благословения уже была сбита пятая часть росписей храма (в западном объёме) и какой-то художник делал новую роспись на хорах. Я сказал настоятелю, что это самое настоящее преступное деяние и потребовал от него остановить самовольный беспредел. Я обещал ему профессиональную помощь в реставрации памятника культуры. И обещал, что реставраторы-профессионалы сделают эту работу не дороже, чем он платит этим «шабашникам», а, скорее всего, даже дешевле. Я снова дал о. Адаму свою визитку с телефоном и попросил его позвонить мне до нового 2017 г. для того, чтобы обсудить реставрацию храма и подготовить бригаду реставраторов на лето 2017 г. Я обещал отреставрировать храм за 3 месяца и подготовить полный научный отчёт по проведённой реставрации стенописей собора.
Увы, все мои благие надежды по спасению исторических росписей в памятнике культуры были напрасны. Никакого желания в этом благом деле о. Адам не проявил, никакого звонка я от него не дождался. Росписи его подопечные художники продолжали сбивать и писать новодел. Таков его взгляд на реставрацию.
С декабря 1916 г. я стал предпринимать попытки по спасению крымского храма, обращаясь в различные инстанции: Министерство культуры РФ, Московскую патриархию, Совет министров Крыма, Управление делами президента РФ и Симферопольскую и Крымскую епархию УПЦ МП на имя Владыки Лазаря. Самый быстрый ответ на своё письмо (в тот же день!) я получил из Управления делами Президента РФ. По сути, в этом ответе сообщалось, что Управлением было указано ответственным структурам проверить указанные мною сведения и дать на них ответ. И я стал получать отписки чиновников указанных структур, что в Симферопольской и Крымской епархии была создана комиссия по изучению указанных мною фактов. Эта комиссия пришла к выводу, что росписи в соборе Св. Александра Невского не сбивались, просто ведётся побелка стен (что является откровенной неправдой, мягко говоря, но святым отцам почему-то не стыдно). И вообще, все сбитые в указанных храмах росписи не представляли никакой ценности, т.к. они были сделаны в советское время, потому что авторские росписи были утрачены во время Великой Отечественной Войны. Ловко! И удобно! Валить всё на фашистов! Только я разочарую тех людей, которые решили, что они всё спишут на войну. Ни один из трёх храмов во время войны особо не пострадал.
А для начала я хочу предложить читателям посмотреть фильм «Реставрация храма» от 29.10.2014 г., снятого Севинформбюро. Один из служителей храма Всех святых в Севастополе клирик Сергей Климачев в своём интервью говорит, что «реставрация храма подразумевает полное обновление всех росписей…». Совершенно очевидно, что он не видит никакой разницы между словами «реставрация» и «обновление», для него они синонимы. Вот в этом как раз и скрывается весь корень проблем с реставрацией в Крыму (и не только). Проблема в полнейшей безграмотности священников в этом важном для сохранения культурного наследия вопросе. И поручена реставрация живописи этого храма такому же абсолютно безграмотному в реставрации художнику Андрею Гарнецу, который сам подтверждает, что в храме имеются росписи 19 века, написанные в стиле «реализм», но они их будут сбивать и расписывать заново. И далее, он несёт абсолютную чушь про «плохие масляные краски и хорошие современные силикатные». Мне как профессиональному реставратору 1 категории с высшим художественно-реставрационным образованием тяжело было слушать тот бред, который нёс г-н Гарнец. И вот таким «специалистам» в Крыму вверено культурное наследие. В случае с Гарнецом — дело усугубляется ещё и совершенно бездарной новодельной росписью. Поэтому, стоит ли удивляться, что за первые три года в составе РФ Республики Крым в трёх храмах были сбиты подлинные исторические росписи.
В своём ответе о результате работы епархиальной комиссии приводится довод, что в ней участвовал член Союза художников о. Николай Доненко (сейчас — епископ Нестор). Можно сказать, что им прикрылись. Но я смею утверждать, что членство в Союзе художников совсем не делает человека специалистом в области реставрации живописи. Этому вопросу нужно много лет обучаться и работать. И иметь соответствующие документы. Кроме того, комиссия-то внутренняя, разве будет она признавать свои ошибки? Она будет всячески изворачиваться, чтобы оправдать и выгородить своих безграмотных священников. А епископ Нестор человек подневольный, разве может он ослушаться Владыку Лазаря и отказать ему в своей поддержке?
Я лично не знаком с епископом Нестором, но знаю, что по своим человеческим качеством он пользуется среди прихожан огромной любовью. И слава Богу! Я немного знаю о жизни его прихода. С помощью Интернета сейчас можно найти много необходимой информации. И я в курсе того, что в своём Покровском храме в Нижней Ореанде Владыка Нестор не творит беспредел с мозаиками, которые требуют реставрации. И я очень надеюсь, что он и дальше не пойдёт на поводу чудовищных примеров от настоятелей храмов о. Адама (Дмитренко), о. Дмитрия (Гоцкалюка) и о. Олега (Халюты).
То, что в Симферопольской и Крымской епархии художественно-реставрационные работы ведутся методами пятисотлетней давности, по понятиям, безграмотно, с нарушением законов и норм РФ, без разработанных специалистами методик работ, без ведения научной документации и без привлечения профессиональных реставраторов — ещё должно получить объективную, независимую и справедливую оценку. Я надеюсь, что Министерство культуры РФ и Московская Патриархия наконец, возьмутся за неформальное решение этого очень злободневного вопроса. Кто, если не они должны следить за сохранностью памятников культуры? Нельзя допустить, чтобы так и дальше продолжали безнаказанно издеваться над российскими памятниками!
Мне не удалось спасти росписи в ялтинском соборе Св. Александра Невского, но я сделал всё, что от меня зависело. Понятно, что равнодушие и бездействие чиновников, ответственных за сохранность памятников, не могли мне помочь. Может, всё-таки пришло время вмешаться в этот вопрос прокуратуре?
А тем временем 14 февраля в Ялте для чего-то прошло заседание членов комитета Госсовета Крыма по культуре и вопросам культурного наследия. Собрались, послушали доклады и разбежались. Народ ездит, суетится, охраняет что-то.